С 7 по 11 сентября 2021 года в Москве, в МВЦ Крокус Экспо состоялась крупнейшая в России и Восточной Европе международная выставка коммерческих автомобилей COMTRANS. В выставке приняли участие 141 компаний из 9 стран мира. Крупнейшие автопроизводители представили на своих стендах новые модели грузовых и легких коммерческих автомобилей, автобусов и прицепов, спецтехники. Основное внимание автопроизводители в этом году уделили теме перехода на альтернативные источники топлива: на электричество, газ и водород.

Торжественным началом выставки стала Церемония награждение победителей конкурса «Гран-при «За рулем» — Коммерческие автомобили», учрежденного редакциями журналов «За рулем» и «Рейс». На конкурс заявилось 35 новинок техники, вышедших на российский рынок с 01.06. 2020 года по 30.06. 2021 г. Профессиональное жюри, состоящее из представителей крупных автотранспортных компаний, торговых и ремонтных предприятий определило 7 лучших моделей грузовой отрасли в 7-ми номинациях.

Партнерами мероприятия выступили российская компания - производитель шин Кордиант и турецкая Ассоциация экспортеров автомобилестроительной отрасли OİB.

После завершения награждения победителей состоялась Церемония открытия выставки COMTRANS, в которой приняли участие:

Заместитель Председателя Правительства РФ – Юрий Иванович Борисов, который впервые посетил выставку с деловым визитом. Юрий Иванович поздравил участников и гостей выставки с открытием и отметил, - «Автомобильная отрасль для экономики страны является одной из важнейших. Одно рабочее место на автомобильном заводе генерирует 8 рабочих мест в смежных отраслях. И этот эффект очень важен. Поэтому Правительство РФ и Министерство промышленности и торговли уделяют огромное внимание наращиванию компетенций в этой отрасли, и сегодняшняя выставка говорит о том, что нам есть чем гордиться. Мировые тенденции, связанные с «зеленой» экономикой, переход к электродвигателям, водородным двигателям здесь представлены не на макетах, а в реальных образцах.»

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» – Сергей Анатольевич Когогин, - «Обойдя стенды, я горжусь, что наш автопром все больше и больше подтягивается под все мировые планки. И уверен, что в нашей отрасли очень большая перспектива, основанная на взаимопонимании с нашим правительством и емкости рынка.»

Президент и генеральный директор «Группы ГАЗ» – Вадим Николаевич Сорокин, - «У каждой компании на этой выставке есть чем гордиться, есть что показать, и самое главное – сюда приехали наши клиенты. Я абсолютно уверен, что эта выставка позволит нам определиться в своих направлениях и позволит вам принять решение о дальнейшем развитии ваших транспортных и логистических компаний.»

Глава Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России – Тадзио Шиллинг, - «Выставка Comtrans является ключевым событием для экономического и технологического развития автомобильной отрасли. Я очень рад констатировать, обойдя выставку, что и отечественные и зарубежные производители представляют на этой площадке свои самые инновационные и современные технологические решения для развития «чистого» транспорта в России.»

Во второй день COMTRANS выставку посетил Министр Промышленности и торговли РФ Денис Валентинович Мантуров, он осмотрел стенды ведущих производителей техники и компонентов. На стенде КАМАЗ министр уделил особое внимание водородному электробусу «KAMAZ»-6290, на стенде Группы ГАЗ осмотрел водоробус большого класса CITYMAX Hydrogen и водоробус малого класса «ГАЗель City». На экспозиции «ПК Транспортные системы» Денису Мантурову продемонстрировали сочлененный электробус «Пионер max». Посетив стенд компании МАЗ, Денис Валентинович дал высокую оценку техническим характеристикам техники автозавода, представленной на стенде. Также Денис Мантуров посетил стенды ISUZU, АЗ «Урал», ZF, Knorr – Bremse, Bosсh, НПП «Итэлма».

«Международная выставка Comtrans - прекрасная возможность для производителей коммерческого транспорта представить свои новинки потенциальным покупателям и партнерам, - отметил Денис Валентинович. - Транспорт с низким углеродным следом - один из приоритетов национальной промышленной политики. Я рад видеть на экспозиции этого года новинки на водороде – автобусы от ПАО «КАМАЗ» и «Группы ГАЗ».

Также министр сообщил:

«После выхода серийных коммерческих транспортных средств на водородном топливе (2023 год) этот тип транспорта будет включён в программы льготного лизинга.»

В третий день выставки с деловым визитом приехал заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Максим Станиславович Ликсутов, который совместно с ПАО «КАМАЗ» в лице Председателя Правления С.А. Когогина и АО «РОСНАНО» в лице Председателя Правления в лице С.А. Куликова подписал план мероприятий по созданию производства нового вида транспорта российских городов – автобуса на водородных топливных элементах.

Премьеры ведущих автопроизводителей на COMTRANS 2021:

  • На гигантском стенде КАМАЗ была представлена вся линейка новейших самосвалов поколения К5: КАМАЗ-65951 (8х4), КАМАЗ-65959 (6х6) и КАМАЗ-65953 (8х8). Также в числе экспонатов посетители смогли увидеть: пригородный автобус НЕФАЗ-5299-31-57 на КПГ, водоробус КАМАЗ-6290, сочленённый электробус КАМАЗ-6292, троллейбус КАМАЗ-62825 с увеличенным автономным ходом, электромусоровоз КАМАЗ-53198 (Чистогор), а также малотоннажный грузовик Компас 9 и другие современные модели автотехники. В рамках уличной экспозиции компания презентовала седельный тягач КАМАЗ-5490, работающий на компримированном природном газе, в сцепке со шторным полуприцепом НЕФАЗ-93348, а также автобетоносмеситель 58146W на газобаллонном шасси КАМАЗ. В зоне карьерных самосвалов были продемонстрированы КАМАЗ-65805 (Атлант 60), КАМАЗ-65807 (Атлант 65) и КАМАЗ-6561 (Геркулес). Кроме того, совместно с компаниями-партнёрами был презентован целый ряд спецтехники на шасси КАМАЗ. Прототип "Континент – КАМАЗ" поколения К6, полностью оцифрованный и оснащенный полуприцепом на солнечной энергии, стал демонстрационной площадкой на все 5 дней мероприятия.

Внушительная экспозиция Группы ГАЗ насчитывала 15 моделей автомобилей и автобусов нового поколения, свыше 100 новых конструктивных решений: электромобили и водоробусы, машины с интеллектуальными цифровыми сервисами, автобусы повышенной комфортности для маломобильных пассажиров, транспорт с системами обеззараживания воздуха для дополнительной защиты здоровья в период эпидемии, грузовики с автоматической коробкой передач и системами ADAS.

Президент «Группы ГАЗ» Вадим Николаевич Сорокин представил прототип «водоробуса» — электробуса с двигателем на водородных элементах. Разработка представлена в двух модификациях – большой CITYMAX HYDROGEN и «маршрутка» «ГАЗель City». Также были презентованы две модели электрического транспорта: электробус большого класса E-CITYMAX 12 и легкий коммерческий грузовик «GAZelle e-NN». Также среди новинок Группы ГАЗ были показаны городские автобусы нового поколения CITYMAX: автобусы среднего класса – CITYMAX 9 с дизельным двигателем экологического стандарта «Евро-6» и электрический E-CITYMAX 12.

МАЗ на своем стенде представил последние модели грузовой, самосвальной, специальной и пассажирской техники, а центральное место экспозиции занял мощный спортивный грузовик, в конце июля вернувшийся с ралли-рейда «Шелковый путь» с серебряной наградой. Среди новинок МАЗ показал:

Седельный тягач c гидроотбором МАЗ-54402N, оборудованный двигателем Weichai Power WP13NG430E2; Полуприцеп-самосвал МАЗ-953001 в составе автопоезда c упомянутым выше тягачом; Модель седельного тягача МАЗ-6410ХХ с колесной формулой 6х2 и двигателем экологического класса Евро-5; Модель самосвала МАЗ-651428 с колёсной формулой 6х6; Полноприводное шасси МАЗ-6302С5 с колесной формулой 6х6, оборудованное кран-манипуляторной установкой Soosan SCS746L с верхним управлением. Сегмент пассажирского транспорта был представлен электробусом МАЗ 303Е10, представляющим собой третье поколение пассажирской техники белорусского автофлагмана. Данный электробус является инновационным пассажирским транспортным средством, которое одновременно объединяет в себе преимущества как автобуса, так и троллейбуса.

ISUZU вместе с партнерами из компании Arctic Trucks представили на стенде долгожданную версию пикапа ISUZU D-Max AT35 2021 с улучшенными относительно базовых моделей характеристиками проходимости. Также на стенде было представлено новое малотоннажное шасси ISUZU ELF 8.0 с колесной формулой 4х4. В линейке строительной техники ISUZU RUS совместно с заводом по изготовлению спецтехники ТФК «Феникс» представили трехосный самосвал на базе ISUZU GIGA 6×4 с задней разгрузкой. Другая презентованная трехосная модификация - шасси ISUZU FVR 21T – представляет собой доработанный грузовик ISUZU FORWARD FVR34. В линейке пассажирского транспорта ISUZU вместе с партнерами из компании «СИМАЗ» была презентована удлиненная версия междугороднего автобуса SIMAZ.

Автозавод «УРАЛ» представил на своем стенде четыре модели нового бескапотного семейства дорожных автомобилей «Урал». Это, прежде всего, флагман семейства — «Урал С35510»: самосвал 6х4 полной массой до 35 тонн и грузоподъёмностью до 21,5 тонны, предназначенный для перевозки насыпных и навалочных грузов. Впервые автозавод представил самосвал «Урал С34520» полной массой 27,5 тонн и грузоподъемностью до 16 тонн. Ещё одна новинка предприятия – седельный тягач «Урал С35410» для строительных и технологических перевозок на малые и средние расстояния. Партнером автозавода – компанией «Меркатор» на стенде демонстрировался образец коммунально-дорожной машины на новом шасси. На автомобиле установлено современное надежное и функциональное навесное оборудование европейского качества.

Немецкий концерн Schmitz Cargobull Russland под девизом 100% CONNECTED представил вниманию российских компаний современный и высокоэффективный рефрижераторный полуприцеп S.KO COOL SMART EXECUTIVE с электронным температурным самописцем и в комплектации с S.CU холодильной установкой Schmitz Cargobull.

  • Деловая программа COMTRANS 2021

Вопросы экологии и защиты окружающей среды в стране — одно из серьезных направлений поиска альтернативного топлива для автомобильных заводов. И, судя по представленным экспонатам на стендах автопроизводителей, можно сделать вывод, что отечественный автопром взял реальный курс на скорый переход на альтернативное топливо: электричество, газ и водород.

Эти и другие актуальные темы были подняты в масштабной деловой программе, которая проходила на специально оборудованной площадке COMTRANS Arena на протяжении 4-х дней. Спикерами программы выступили более 70 ведущих экспертов автомобильной индустрии и транспортной отрасли – руководители компаний-производителей, представители Минпромторга и Минтранса России, Правительства Москвы, а также специалисты других государственных организаций, аналитических компаний и профессиональных объединений. Посетили мероприятий деловой программы стали более 615 операторов автопарков, дилеров автотехники и запчастей, представителей автосервисных организаций и водителей коммерческого транспорта. В рамках деловых мероприятий были подняты наиболее актуальные и волнующие темы, затрагивающие состояние автомобильной отрасли в целом и ее отдельных сегментов.

Программу первого дня открыла стратегическая панельная сессия «Рынок коммерческого транспорта: влияние коронавирусной пандемии – точки роста», модератором которой выступил: Тадзио Шиллинг, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса и аналитическая сессия: «Рынок коммерческих автомобилей: состояние отрасли и прогноз на среднесрочную перспективу», модератором которой выступил Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат». Сессии организованы совместно с Ассоциацией Европейского бизнеса.

Продолжила программу первого дня панельная сессия «Использование водородного топлива на коммерческом транспорте», организованная совместно с Российско-Германской внешнеторговой палатой (AHK). Модерировал сессию Юрий Добровольский, руководитель Центра компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии».

Второй день программы деловых мероприятий открыла панельная сессия «Введение нового утилизационного сбора и его влияние на рынок коммерческих автомобилей», организованная совместно с Российско-Германской внешнеторговой палатой (AHK). Модератором сессии выступил Андрей Сизых, старший менеджер по связям с государственными структурами Российско-Германской внешнеторговой палаты.

Продолжила программу второго дня панельная сессия «Цифровая трансформация в сфере международных и внутрироссийских автоперевозок. Перспективы перехода к электронным транспортным и таможенным документам». Соорганизатором сессии выступили Международный союз автомобильного транспорта (IRU) и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Модератором сессии выступил Вадим Захаренко, глава постоянного представительства IRU в Евразии.

Завершилась деловая программа второго дня панельной сессией «Коммерческий транспорт на газомоторном топливе». Соорганизатором сессии выступила Национальная газомоторная ассоциация (НГА). Модератором сессии выступил Василий Зинин, исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации.

Третий день программы деловых мероприятий был посвящен теме: «Актуальные проблемы цифровой трансформации и зеленых технологий на транспорте». Соорганизатором программы третьего дня выступила «Транспортная Ассоциация Московской Агломерации» (Ассоциация «ТАМА»). Открытие программы третьего дня началось с приветствия Председателя Правления, Директора «Транспортной Ассоциации Московской Агломерации» (Ассоциации «ТАМА») Норайра Оганесовича Блудяна.

Программа третьего дня открылась сессией «Цифровая Эра транспорта» «Актуальные вопросы беспилотных логистических коридоров». Модератором выступил: А. Д. Журавлев, Президент Ассоциации «Цифровая Эра транспорта».

Продолжила программу рабочая сессия Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) «Современные технологии и развитие транспорта в период пандемии и постпандемии COVID-19». Модератор: Б.Б Рыбак, Председатель МОЭС

В продолжении состоялась панельная сессия: «Цифровой и зеленый транспорт: тренды развития и агломерационный аспект». Модератором выступил: Д. В. Пронин, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.

Ключевыми темами, поднятыми в данной сессии, были:

  • Мировые тренды цифрового и зеленого транспорта.
  • Национальная стратегия развития транспорта и транспортных средств в РФ.
  • Цифровизация агломерационного пассажирского и грузового транспорта, умный город.
  • Зеленый агломерационный транспорт.
  • Использование средств индивидуальной мобильности.

Завершила работу деловой программы третьего дня Рабочая сессия гильдии логистических операторов при МТПП «Организация работы грузового транспорта в условиях агломерационных ограничений».

Модератор: С. В. Домнина, председатель Гильдии логистических операторов при МТПП

Ключевыми темами, поднятыми в данной сессии, стали:

  • Состояние и перспективы развития рынка грузовых перевозок
  • Зеленая логистика и зеленое финансирование
  • Транспортная дипломатия – подготовка специалистов
  • Весовой контроль: автоматизация и бортовые системы
  • Электронные навигационные пломбы: защита автомобиля и груза в режиме On-line

Четвертый день программы деловых мероприятий открыла панельная сессия: «Что нужно сделать, чтобы система мониторинга автопарка реально помогала его управляющему?» Модератор: Виктория Щербакова-Слюсаренко, генеральный директор, Проектное моделирование бизнеса.

В завершении программы четвертого дня была проведена панельная сессия: «Женщина – водитель коммерческого транспорта». Соорганизатор сессии: Международный союз автомобильного транспорта (IRU). Модератором выступил: Вадим Захаренко, Глава Постоянного представительства IRU в Евразии.

Источник: https://www.comtransexpo.ru