Main news

Chairman of the Supervisory Board of NII KPU E.Sh. Juraev joined the RSPP Board

The participation of representatives of the Research Institute of the Communist Party in the composition of the expert council on the import substitution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation

Director of the Research Institute of the Communist Party became a member of the Council of the RF CCI on Intellectual Property

Chairman of the Supervisory Board of the CPMI was appointed as a member of the Expert Council on Import Substitution and Improvement of Innovation Public Procurement in the transport sector at the Ministry of Transport of the Russian Federation

The CPMI is included in the TK-481 of the Federal Agency on Technical Regulating and Metrology of Russia

Chairman of the Supervisory Board of the Research Institute of the Communist Party was appointed a board member of the MIC board of PPP Development

The Chairman of the Supervisory Board of the СPMI is appointed a member of the Expert Council on the software under the Russian Ministry of Communications of the Russian Federation

CPMI is included in TC 100 of Federal Agency on Technical Regulating and Metrology

Activities CPMI received a high rating

Heads of CPMI were included in Center of Monitoring of Peoples’ Front for Russia

Coordinated participation of CPMI Experts as experts of Government Commission on Fuel-Energy Complex

Skolkovo and CPMI are joining forces in solving issues on import substitution in RF

15 февраля в рамках деловой программы Российского инвестиционного форума 2019 эксперты НИИ КПУ приняли участие в сессии «Инструменты «умного» регулирования в цифровой экономике».

Ключевые выводы

Нормативное регулирование должно быть приспособлено к цифровой экономике

Умное регулирование — это регулирование, основанное на вызовах, которые идут от общества, на основе тех общественных отношений, которые уже развились — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Первое — это максимально попытаться через модели, через доступность данных понять, как нормы действуют на практике. Второе — это вовлечение тех, кого затронет это регулирование, в процесс выработки нормативных норм. Третье — это гибкость регулирования, потому что цифровая экономика — это скорость, нужно действовать быстро. <…> Мы говорим, что мы должны быть адаптивными и приспосабливаться к изменениям, а нормативное регулирование у нас не такое — Шклярук Мария, Вице-президент, Фонд «Центр стратегических разработок».

«Умное» регулирование призвано устранить разрыв между законами и их применением

Развитие “умного” регулирования основывается на нескольких ключевых моментах, которые должны снизить разрыв между тем, что мы закрепляем в нормативных актах, и тем, что мы реализуем на практике — Шклярук Мария, Вице-президент, Фонд «Центр стратегических разработок».

Возьмем нашу антикоррупционную экспертизу: если у чиновника есть возможность действовать по усмотрению, значит, эта норма коррупционоемкая. Но к чему это приводит на практике: мы до мельчайших подробностей описываем требования, и когда мы все это формализуем, то те недобросовестные игроки, которые хотят обойти норму права, очень легко это делают — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Экономика — это наиболее уязвимая для регуляторных рисков сфера общественной жизнедеятельности, и промахи в регулировании очень дорого обходятся — Кучеров Илья, Заместитель директора, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Проблемы

Медленный процесс принятия законов

Подзаконный акт принимается более года, закон — еще дольше, и, конечно, мы отстаем — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Почему законодательство не так быстро меняется, <…> чиновники все-таки оценивают риски здесь по принципу “не навреди” — Дроздов Игорь, Председатель правления, Фонд «Сколково».

Сопротивление нововведениям

Как ни делай регулирование, все равно может быть саботаж на местах, может быть попытка удержать старые правила, например, часть рентных потоков. <…> Как этого избежать? Дать регулятору право на ошибку — Шклярук Мария, Вице-президент, Фонд «Центр стратегических разработок».

Межотраслевой и трансграничный характер цифровой экономики создает сложности регулирования

Сейчас возникает совершенно новый феномен, когда само отраслевое регулирование перестает быть только отраслевым, очень много внимания уделяется смежному регулированию, и отрасли начинают переплетаться друг с другом. И это вызывает определенный дисбаланс в сложившейся системе отношений, в том числе и правовых. <…> Поскольку цифровая экономика еще и трансгранична, возникает вторая угроза или возможность — использование в трансграничных отношениях инструментов права. <…> Искусство умного регулирования — поддержание баланса — Ибрагимов Руслан, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам, член правления, ПАО «МТС».

Чего не хватает в нашей концепции <…> надзорная деятельность. <…> Встает вопрос, что почти по любому так называемому общему надзору может быть инициирована проверка — Шклярук Мария, Вице-президент, Фонд «Центр стратегических разработок».

Решения

Создание регуляторных «песочниц»

Не имея права на ошибку, мы не можем креативить. С другой стороны, позволить себе ошибаться власть не может. Наверное, ответом на этот вопрос могут стать регуляторные “песочницы” — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Это правовой эксперимент, который позволяет для технологий, предусмотренных цифровой экономикой, выйти из существующего нормативного регулирования и провести какое-то время в созданной “песочнице” и в процессе этого выработать новые правила и инструменты мягкого регулирования — Шклярук Мария, Вице-президент, Фонд «Центр стратегических разработок».

Без регулятивных “песочниц” такие прорывы в технологических областях сделать будет достаточно сложно, и в первую очередь это касается <…> требований в отраслевом законодательстве — Попова Татьяна, Заместитель генерального директора, IBS.

Внедрение механизма согласия на обработку данных

У нас есть серьезные в государстве сложности в части данных, потому что у нас очень много тайн <…> персональные, банковские и т.д. И проблема использования данных лежит в решении вопроса управления данными теми, кто ими обладает первично. Основное решение — дать эффективный инструмент управления, согласия на обработку этих данных, этот механизм должен быть быстрым, эффективным и прозрачным — Пак Олег, Статс-секретарь – заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Использование цифровых технологий в самом процессе регулирования

Создание платформы, на которой мы могли бы, что называется, в режиме wiki создавать проекты нормативно-правовых актов, и одновременно это являлось бы волеизъявлением органов власти <…> Открытость этого процесса, с лагированием каждого шага, с пониманием, кто какие поправки вносил. <…> Переход на такие инструменты, наверное, сделал бы возможным принимать документы качественней, быстрее и главное — нести ответственность каждому за те правки, которые он предлагал — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

В концепции, которую готовил Центр стратегических разработок вместе с коллегами, есть несколько ключевых историй: это цифровое нормотворчество <…> это опора на данные — Шклярук Мария, Вице-президент, Фонд «Центр стратегических разработок».

Цифровая отчетность <…> здесь правила и требования регулятивные <…> очень часто меняются, и чтобы помочь участникам рынка соблюдать эти требования, используются информационные технологии, элементы искусственного интеллекта. Но <…> это не единственный путь, например Центральный банк Австрии <…> не пошел по пути XBRL <…> он получил доступ к первичным документам заключения кредитных соглашений, на основании которых перевел все практически надзорные задачи в режим онлайн, <…> и у них вообще отпала необходимость получать какую-либо отчетность от финансовых организаций <…> и, используя элементы искусственного интеллекта, и они видят риски гораздо раньше, чем они появляются в отчетности — Попова Татьяна, Заместитель генерального директора, IBS.

Вовлечение бизнеса в законодательный процесс

Второй принцип, который важен, это вовлечение бизнеса. <…> Это проблема образованности тех, кто занимается законодательством, проблема их понимания цифровой среды — Назаров Алексей, Партнер, руководитель отдела стратегического и операционного консультирования, КПМГ в России и СНГ.

Источник: https://roscongress.org