Главные новости

Директор НИИ КПУ вошел в состав Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности

Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ назначен членом Экспертного совета по импортозамещению и повышению инновационности государственных закупок в транспортном комплексе при Минтрансе России

НИИ КПУ включен в состав ТК-481 Росстандарта

Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ назначен членом совета коллегии ВПК по развитию ГЧП

Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ назначен членом Экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи РФ

НИИ КПУ включен в состав ТК 100 Росстандарта

Аналитический центр при Правительстве РФ высоко оценил деятельность НИИ КПУ

Руководители НИИ КПУ вошли в состав Центра мониторинга НТР Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»

Согласовано участие специалистов НИИ КПУ в качестве экспертов Правительственной комиссии по вопросам ТЭК

Сколково и НИИ КПУ объединяют усилия в решении вопросов по импортозамещению в РФ

17 января 2018 года в рамках Гайдаровского форума в Москве состоялась дискуссия на тему: «Тренды образования: вызовы, ожидания, реальность». В обсуждении приняли участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, директор Института общественных наук РАНХиГС, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов и другие.

Одним из ключевых вопросов развития образования является строительство новых заведений, однако по информации министра образования Российской Федерации на период 2018-2020 гг. на подобные нужды в бюджете предусмотрена субсидия только 74,5 млрд руб.

Президент АО «УК «Просвещение» Владимир Узин считает, что привлечение частных инвестиций в образовательный сектор возможно за счет заключения концессионных соглашений между бизнесом и региональными властями и внедрения практики государственно-частного партнерства (ГЧП).

Эксперты НИИКПУ солидарны с необходимостью привлечения внебюджетных источников для развития образовательной инфраструктуры, например, для перевода общеобразовательных организаций на обучение в одну смену в рамках программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2016 - 2025 годы» предусмотрено финансирование в объеме 2,8 трлн руб. (70% федеральный бюджет, 25% бюджеты субъектов) и только 141 млрд руб. внебюджетных средств или около 5%.

В настоящее время Сбербанком рассматривается возможность привлечения частных инвесторов к строительству школ в рамках концессионных соглашений, где концессионером вкладывается 30% стоимости проекта, на оставшиеся 70% банк выделяет кредит, а залогом становится право на концессию. Расходы на строительство инвестора компенсирует уже государство, выплачивая ему фиксированную сумму из бюджета. По данным «Ведомостей» такая схема уже вызвала потенциальный интерес на общую сумму в 12 млрд руб.

Специалист практики ГЧП в НИИКПУ отмечает, что реализация проектов строительства школ с применением механизмов ГЧП в скором будущем наберет значительные обороты с учетом широкой огласки в СМИ и результатов реализации пилотных проектов, например, строительства двух школ в Санкт-Петербурге, где концессионные обязательства взяла на себя ГК «Эталон». Регионы смогут увидеть, что это действительно выгодно, т.к. не требуется возмещать полную стоимость строительства в течение, например, одного года, а можно растянуть сроки, тем самым высвобождая средства на реализацию других значимых проектов как социального, так и промышленного назначений. Для инвестора же схема подразумевает гарантированный государством доход в рамках эксплуатации объекта в дополнение к компенсации средств на строительство.

Однако важно помнить, что социально-значимые услуги, в частности, образовательные, услуги, как правило, относятся к таким, на которые все члены общества имеют равные права (общественные блага), и, таким образом, в социальной сфере объектом ГЧП выступают общественные услуги, которые призваны удовлетворять потребности не сторон договора партнерства, а третьих лиц – потребителей услуг. То есть, приоритетом в данном направлении должно все-таки оставаться не просто количество школ и мест как показатель эффективности региона или доход инвесторов, а именно важнейший фактор качества жизни – доступность образования, особенно в удаленных и труднодоступных районах.