Главные новости

Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ назначен членом Экспертного совета по импортозамещению и повышению инновационности государственных закупок в транспортном комплексе при Минтрансе России

НИИ КПУ включен в состав ТК-481 Росстандарта

Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ назначен членом совета коллегии ВПК по развитию ГЧП

Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ назначен членом Экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи РФ

НИИ КПУ включен в состав ТК 100 Росстандарта

Аналитический центр при Правительстве РФ высоко оценил деятельность НИИ КПУ

Руководители НИИ КПУ вошли в состав Центра мониторинга НТР Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»

Согласовано участие специалистов НИИ КПУ в качестве экспертов Правительственной комиссии по вопросам ТЭК

Сколково и НИИ КПУ объединяют усилия в решении вопросов по импортозамещению в РФ

Интервью председателем Наблюдательного совета НИИ корпоративного и проектного управления Эльдаром Шамильевичем Джураевым

- Эльдар Шамильевич, в рамках форума обсуждался вопрос критериев «отечественности» программного обеспечения, как вы считаете, в чем состоит «отечественность»?

 

- Понятие «отечественное ПО» в общих чертах уже существует в рамках Гражданского кодекса РФ. Все предложенные в рамках форума формулировки полностью согласуются с действующим законодательством по авторскому праву, по которому отечественное программное обеспечение трактуется как «программы для ЭВМ или базы данных, авторские права на которые принадлежат физическим лицам-резидентам РФ, либо местом заключения авторского договора на создание этих программ или баз данных является территория РФ». Таким образом, критериями «отечественности», на мой взгляд, являются:

  • Разработчик — юридическое лицо-резидент РФ,
  • не менее 50% разработки кода производится на территории РФ,
  • русскоязычный интерфейс и поддержка полным циклом разработки на территории России.

- Поддерживаете ли Вы идею создания Реестра «отечественных» производителей программного обеспечения? Какие преимущества данного реестра Вы видите? Сможет ли он стать стимулом для развития российского софта?

- Да, поддерживаю. Реестр отечественного программного обеспечения — можно рассматривать как преференцию, которая будет стимулировать отечественный софт-рынок.

В качестве примера успешного применения реестров для регулирования деятельности можно привести следующую практику: Реестр субъектов малого и среднего бизнеса. Это база субъектов МСП, добровольно прошедших проверку на соответствие критериям отнесения к малым и средним предприятиям, установленным Федеральным законом № 209-ФЗ. Нахождение компании в Реестре субъектов МСП позволяет ей без дополнительного подтверждения статуса в течение года пользоваться льготами для малого и среднего предпринимательства: специальными налоговыми режимами, упрощенными правилами ведения налогового учета, упрощенными формами налоговых деклараций и т.д.

Я считаю, Реестр отечественного программного обеспечения должен работать также.

- Одна из сессий была посвящена вопросу «Почему с точки зрения законодательства Россия проигрывает офшорам в сфере инвестиционной привлекательности и как сделать Россию привлекательнее офшоров». Что Вы думаете по этому поводу?  

- Заявленный российскими властями курс на «деофшоризацию» экономики заставляет обратиться к анализу современного отношения к офшорам в России и возможных решений в этой области.

В массовом сознании существует заблуждение, которое кем-то специально или не специально поддерживается, что понятие офшора почему-то тесно связано исключительно с  низкими или отсутствующими вовсе налогами в офшорной юрисдикции.

Однако на практике это не так. Давайте сравним ставки налогов в России с аналогичными показателями самого известного оффшора - Кипра: НДС – 19%, налог на прибыль – 12,5%, доход от использования интеллектуальной собственности – 2,5%. В России, например, в технопарке «Сколково» все показатели этих ставок равны нулю. Все участники это проекта, вне зависимости от того, где они находятся, имеют доступ к существенным налоговым льготам -  до нуля сведено большинство налогов, кроме единого социального налога - 14%. Таможенные пошлины на ввозимое оборудование и материалы также равны нулю, существует серьезная грантовая поддержка - от 5 до 300 млн руб. компаниям-участникам предоставляется безвозмездно и без претензий на авторской право. Из более чем тысячи участников проекта "Сколково" половина находится в регионах. При этом они пользуются всеми льготами, которые есть для участников проекта "Сколково". Очень яркий пример, иллюстрирующий необходимость всячески развивать российские технопарки и экономические зоны с преференциями для своих резидентов, сделать их более привлекательными, чем иностранные офшоры.

Таким образом, наряду с уже имеющимися  низкими налогами, существует объективная необходимость развивать собственную отечественную инфраструктуру для повышения привлекательности России по сравнению с офшорными территориями. В настоящий  момент работа в нашей стране ведется по двум наиболее крупным направлениям – это создание особых экономических зон, таких как Калининградская ОЭЗКалининградская, Самарская, Липецкая ОЭЗ и др., и развитие технопарков, промышленных кластеров и специальных фондов, таких, как, например, ФРИИ – Фонд развития интернет инициатив.